Перебирала старые записи и наткнулась вот на эту - какое-то древнее задание по вспомогательным историческим дисциплинам на 1 курсе... Решила выложить... Стихи эти, возможно, уже выкладывала, но сейчас ничего редактировать в этой миниатюре не буду - пусть все будет так, как я тогда и написала...
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/0/5/3105049/80251421.jpg)
Очень часто мы задаемся вопросами: что есть время? где начало и конец? что есть эра, эпоха, век? Я бы ответила так: век – это слишком мало, а эра – это слишком много для меня. Остается – эпоха. Да, пожалуй, это единственно приемлемое. Эпоха – это такой отрезок времени, когда люди (а когда еще не было людей – животные) живут по одним правилам, в одних и тех же условиях. И, наверное, все мы родились в свою эпоху, в свое время. Каждый человек нужен здесь и сейчас. Если он есть, значит, – не зря:
***
Ведь это наши дни,
Наши лучшие дни…
В. Кузьмин.
O tempora! O mores!
Разве ты не понимаешь? –
Это наше время!
Наша радость и мечта,
Печаль и бремя.
Каждая эпоха на Земле –
Сплетенье судеб,
И для нас, для нас она одна –
Другой не будет…
Можешь плакать ты, кричать
И рвать манжеты,
Но нет жизни для тебя,
Счастливей этой.
Ведь судьбу не люди выбирают,
А людей – она,
Не проще ли принять ее, как есть,
Ведь за окном – весна!
(4.05.2005год)
Да, весна. И сейчас весна – юность природы. Все начинается с весны (не зря же когда-то и новый год отмечали 1 марта). Потом будет лето – зрелость; осень – «золотая пора увяданья»; и, наконец, – зима – старость. Счастлив, наверное, тот человек, который родился весной – вместе со всем живым, вместе с Землей. Я люблю это время года.
Но вернемся ко времени. Как я уже сказала, – век – это что-то исчислимое и обозримое для человека, недаром же говорят: «на моем веку», «в наш век», хоть, на самом деле, век – то есть 100 лет – проживают далеко не все. Но с течением времени люди все больше и больше делают для того, чтобы «продлить свой век». А эра – это что-то уж совсем громадное, приближенное к бесконечности. Эра динозавров! Это было давно, и нас там не было, и что же было на самом деле, мы так и не узнаем.
читать дальшеА вот эпоха – это человек объять может, это он понимает: эпоха викингов, эпоха Меровингов, эпоха Крестовых походов.
Мы можем родиться в одном веке, а жить в другом. Но вот эпоха все же одна. Жизнь человека слишком коротка, чтоб объять хотя бы две эпохи.
Меня всегда интересовало время, и именно в связи с понятием эпохи. Я часто хотела изобрести (или чтобы кто-нибудь другой изобрел) машину времени и отправиться в путешествие по разным эпохам. Побывать в первобытном обществе и в Египте времен Тутанхамона, в Античной Греции и во Франции Людовика XIV, в средневековой Японии, в Пушкинской России и в России Серебряного века. А еще, хотя это может показаться странным, – хочу попасть во время перестройки. Зачем? – Не знаю точно, но думаю, чтобы до конца прочувствовать. Я же родилась в конце 80-х XX века и чуть-чуть захватила то время. Я была маленькая и ничего не понимала, и было бы интересно, как бы я себя повела, будь я тогда взрослой. Странное мы поколение: родились в одном государстве (СССР), а живем в другом (РФ), и кто знает, что еще будет впереди… Много было разговоров о «потерянных поколениях». Вот только не приемлю я такое понятие – никто не забыт, никто не потерян. И слишком много в истории имен, которые не забудутся – потому что – вечны. Много было, есть и будет людей, достойных уважения. Жизнь каждого – эпоха. Жизнь каждого – исторический опыт для нас. Вот почему, возможно, и хочется нам изучать историю. Историки, как актеры, проживают тысячи жизней в сотнях эпох.
Эпоха – это то, что связано непосредственно с людьми. Нет человека вне эпохи, да и эпохи-то вне людей нет…
Череда эпох составляет время. Время завораживает и пугает одновременно. Даже если бы человечество не изобрело часы, время все равно бы шло. Да и часы-то – не более чем «последняя надежда» – стрелки всегда можно повернуть назад, но вот мгновения нашей жизни назад не повернуть. Наверное, для того и создавались книги, музыка, фильмы – чтобы хотя бы еще раз – перечитать, переслушать, пересмотреть. Ведь пережить – в смысле пожить еще раз – нельзя. В этом-то и ценность времени, ценность жизни, и ее нужно беречь, и в любой ситуации нужно оставаться человеком. Чем больше хорошего человек совершит – тем дольше он останется в Вечности, тем больше будет Память о нем.
«К Мельпомене»
Построил памятник себе прочнее меди,
Стоит он выше царских пирамид.
И ни холодный ливень, и ни сильный ветер,
Ни бег эпох его не покорит.
Не весь исчезну я – ведь часть моей души
Сумеет избежать суровой Либитины.
И память обо мне никто не сокрушит –
В потомстве буду жить и Землю не покину!
Пока понтифик совершает свой обряд,
На Капитолий медленно взбираясь,
Пусть обо мне с восторгом говорят,
Пусть вспоминают, в сердце восхищаясь…
Ведь первый из Апулии я смог
Свой стих до греческих шедевров довести,
Пора и Мельпомене выполнить свой долг –
Меня с дельфийским лавром в Вечность унести!..
(27.01.2006год)
Это мой вольный перевод Горация. Вот Державин и Пушкин имели право написать свой «Памятник». Я пока – нет. Но все мы должны стремиться иметь это право. Представление об эпохе складывается из поступков людей ее. Были ведь и варварские эпохи, о которых нельзя вспоминать без содрогания. А были и такие, в которые всегда хочется вернуться. Хотя, нет только белого или только черного. Все находится в шатком – но все же равновесии. И всегда находилось. Да и будет, надеюсь.
Я не думаю, что человек сможет когда-нибудь познать время. Да и нужно ли это. Ведь это, наверное, самое непонятное, последняя ступень неведения. А если все будет понятно, то тогда не будет смысла самой жизни.
А вот людские эпохи изучать можно и даже нужно. Знать прошлое не только интересно, но и полезно. Ведь вся задача историка – обхитрить Время. Изучить, проанализировать и предсказать. Как дерзко! – И как уважительно! – Обхитрить Время. А ведь можно пойти на еще один дерзкий шаг: Время можно потрогать! Чем, в принципе, и занимаются археологи. Каждый раз – вот так соприкасаясь со Временем, – люди живут в одной эпохе с теми, кто уже давно ушел. Это в какой-то степени и дань уважения. А какие это незабываемые ощущения! Мне посчастливилось побывать в Египте и на археологических раскопках в Крыму. В Египте – в Луксоре и Карнаке, в храме Хатшепсут и Долине царей; и в Крыму – когда я держала в руках древнюю керамику и черепа древних людей – я на самом деле ощущала, как на меня дышит Время – старый бородатый старик Хронос.
Очень важно не просуществовать, а прожить свою жизнь. Тогда не так горько будет с ней расставаться. Умный человек не боится смерти. Умный – уже храбр, он знает: все в этой жизни не просто так! Возможно, в тот самый последний миг мы наконец-то понимаем Время?! Испокон веков люди верили в загробную жизнь. Значит, время есть до и после. И кто знает: Вечность там нас ждет, или потом опять будет до и после и еще, и еще. И так уже до Бесконечности?!
Я не боюсь Времени. Я знаю, что родилась в нужном времени. А то, что меня тянет в другие эпохи, говорит лишь о любознательности. Это очень хорошо – видеть и жаждать увидеть – Прекрасное. А в предыдущие эпохи этого – Прекрасного – было до Бесконечности много.
И в заключении я бы хотела изложить свою робкую догадку или смелую надежду (или наоборот!). Всем своим существом я верю, что в этом мире и во всех остальных мирах и во все века, эпохи и эры была, будет и есть только одна сила, способная победить Время – и эта сила – Любовь. Любовь к семье, Родине, Богу, всему живому и всему прекрасному, ко второй половинке, к себе, да и ко времени, в конце концов. Есть Время Любви – это давно поняли. Но есть и Любовь Времени – это я поняла недавно. Надежда, Вера и Любовь – три сестры, которые никогда не уступят старику Времени.
***
Свет внезапно погас
В одиноком окне.
И так грустно сейчас
В душной комнате мне.
Я смотрю в никуда
И не вижу лица.
А на небе мерцает Звезда –
Без конца.
Может, это Надеждой
Далеких Эпох
Нас спасает, как прежде,
Измученный Бог?!
Мы здесь так одиноки,
И сейчас, и тогда…
Но спасает Далекая
Божья Звезда…
(13.11.2006год)
Надежда, Вера, Любовь и Время связывают нас с нашими предками и потомками. И именно поэтому есть смена дней, черед эпох и бег столетий.
И напоследок я бы хотела привести еще одно стихотворение; в нем скрыты мои тайные мечты и желания, мое видение Эпохи, моя бесконечная любовь ко всем эпохам – прошедшим, настоящим и будущим.
***
Недавно я сидела во дворе
И наблюдала в небе звездопад…
Вдруг вспомнила рассказанную мне
Историю, как пять веков назад,
В эпоху ссылок и бушующих страстей,
В Европе, среди войн и эшафотов,
Терзаясь от печальных новостей,
Она томилась в ожидании кого-то.
Вполне возможно, он был сыном короля,
Хотя, быть может, просто горожанин…
Но он её любил безумно… и всегда
Нетерпеливо ждал полночные часы свиданий.
Как познакомились они – мне неизвестно… Знаю лишь:
Любовь их прокляли и брак не разрешили…
Их измотали – растерзали – затравили
И все мечты по крошкам раскрошили…
То было время сказочных балов,
Старинных замков и жестоких казней,
Блистающих корон и льстивых слов –
Красивых, но таких однообразных…
Герои наши жили в век костров
Пылающих и роковых дуэлей,
Коварных заговоров и наивных снов…
Они о счастье и мечтать не смели.
Не обошлось у них и без измен,
Но всё равно, друг к другу возвращаясь,
Прощали всё, и не боялись перемен,
И никогда на веки не прощались.
Прошла пора похищенных невест,
Высоких башен и подземных коридоров,
Пора на землю рухнувших небес,
Красавиц дерзких, благородных мушкетёров,
Веселья пьяного, стремительных погонь,
Безумных шалостей и горьких расставаний:
Глаза – в глаза, уста – в уста, ладонь – в ладонь…
Пора безудержного счастья и страданий.
Прошла пора соборов кафедральных
И крепкой дружбы – вечной как Земля…
Минуло время исполнения желаний,
Минуло время власти короля.
Ушла эпоха трубадуров и поэтов,
И в Поднебесье нам дороги нет…
Хоть череда закатов и рассветов
И до сих пор сменяет Тьму на Свет…
Прошла пора открытий гениальных,
Средневековых ведьм и верных шпаг,
Прошла пора монахинь кротких и печальных,
А в наше время всё совсем не так!
С тех пор у нас остались только страхи,
Предательство и ненависть к врагам.
Мы все, как зачарованные птахи,
Летим всю жизнь к благословенным берегам.
И многое растратил человек:
Способность радоваться, полной жизнью жить,
Но всё ж, как в тот благословенный век,
Никто у нас не отберёт надежду, веру
и искусство пламенно любить…
Venika Nevjazhett.
(11-12.12.2005)